Выставка-номинация «Редкие и смешанные техники» Всероссийского открытого биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО-V» прошла в Екатеринбурге. Экспозиция раскрыла пространство для высказывания и экспериментирования художников с целью эмоционально-точного авторского высказывания или высокой образности. Разностилевые работы в экспозиции не связаны темами, материалом или жанром; привлечение широкого круга авторов даёт представление, что происходит в данном поле, чем живут художники. Большинство работ выполнено традиционными материалами - углем, акварелью, гуашью, тушью, акрилами, сангиной, сепией, фломастерами, маркерами, гелевыми ручками в разнообразном сочетании; присутствуют и вариации, где созданные различными способами листы (монотипия, трафаретная печать, граттаж, фроттаж) дополняются уникальным авторским вмешательством.
Доминирует в экспозиции тема города и его уголков, от прямых до опосредованных. Авторы предъявляют разную степень мастерства и уровень образного высказывания. Чаще всего, это романтизированное пространство, окрашенное светом памяти. И в этом ясно звучит нота некой растерянности, усталость от темпов современной жизни и слитые с этим поиски основ бытия. Довольно часто церкви и старая архитектура выступают символами ожидаемого возрождения духовности. В основном листы не отмечены присутствием человека, но наличие архитектуры как образа и сколка бытия, позволяет считывать переживания за тех, кто населяет эти пространства. Выразительными являются листы с щемящей нотой безнадежности, мистики, саморефлексии, где авторы размышляют о жизни, времени и обществе. Иногда художники стремятся уловить и передать ритм бытия, чаще в абстрактных, динамичных по форме композициях.
Изображение-интерпретация скрытого, таинственного, неявного, но овеянного временем - мотив в искусстве, позволяющий играть неизобразительными формами в любой комбинации. Обыденные по сюжету, фрагментарные, графически ясные, резкие композиции соседствуют с гиперреалистичными листами в сочетании с геометрической абстракцией. Именно смешанная техника здесь помогает создать необходимую фактуру поверхности и помогает общей образности, позволяет демонстрировать свободу мыслить сугубо художническими проблемами, размышлениями, рефлексиями, технически-творческими поисками.
Немногочисленные портреты показывают, насколько сложным стал этот жанр для современных художников. Классический рисунок как таковой практически ушел с выставок, в чем сказывается собственно повсеместное снижение школы преподавания.
Листы сюжетной графики и иллюстрации сходны по принципу изображения. Все они представляют «спектр разности», напоминая сразу о многих художественных поисках в мировом искусстве.
Данная выставка-номинация, предлагающая вариативность техник, материалов и авторских интерпретаций, даёт надежду, что именно внутри столь неожиданного контекста могут родиться интересные решения.
Даты и место проведения выставки:
29.10. – 25.11. 2024 г.
Малый выставочный зал Свердловского
регионального отделения ВТОО «СХР»
Екатеринбург, ул. Куйбышева, 97