https://www.high-endrolex.com/12
28.12.2023, 07:05 527 ЦВЗ СХР
Выставка «Купе»
В Москве открыта выставка известных московских художников С.А. Гавриляченко, Ю.А. Грищенко,  В.П.Полотнова, А.Н. Суховецкого под названием «Купе»
Автор:
15
декабря
2023
07
января
2024
Москва, Крымский Вал, 10

«КУПЕ» — выставка известных московских художников В.П. Полотнова, А.Н. Суховецкого, С.А. Гавриляченко, Ю.А. Грищенко, художников одного времени, одного поколения. «КУПЕ» — замкнутое пространство взаимодействия различных по своему внутреннему складу индивидуальностей, пространство внешнее и пространство внутреннее. Общий столик, четыре подстаканника c чаем, яйца вкрутую, лист бумаги, очки... Они едут в поезде под названием «жизнь», обнажая перед зрителем свою истину, познание мира, прочтение тех или иных событий. При общем единстве разнообразных приёмов и отношения к бытийности творчество каждого художника по-своему глубокомысленно и серьёзно, наполнено неповторимым образным строем. Каждый достигает глубины и драматического накала своим методом и художественным языком. Творческую позицию выдающихся мастеров, представленных в экспозиции, объединяет рефлексия на окружающее пространство Бытия, представляющая зрителю ракурсы в реальности, основанной на традициях русского реалистического искусства. В художественных произведениях, представленных на выставке «КУПЕ», раскрываются новые смысловые поля через эстетическое воздействие на социум в его многосложности восприятия и нетривиальности современных взглядов.

Различные средства выразительности художественного языка в соотношении жизни и творчества В.П. Полотнова, А.Н. Суховецкого, С.А. Гавриляченко, Ю.А. Грищенко незримо образуют призму знания основных краеугольных вещей.

Аспекты проблемы изображения времени в лирических пейзажах Валерия Павловича Полотнова носят характер познания темы единения с природой. Лейтмотив творчества художника — постижение пути к светоносной мерности и бытийности происходящих событий в контексте гармоничной смены времён года. Композиционная цельность и жизненность, запечатлённые посредством погружённости В.П. Полотнова в музыкальный ритм движения облаков, объединяющих всю землю, — предпосылки к отображению не момента, а более длительного отрезка во временном пространстве «до» и «после» через «настоящее» и соединению трёх времён в одном. Показывая зрителю особую философию природных образов, В.П. Полотнов отображает изменчивость мира в картине, как в зеркале, в котором проявляется внутренняя составляющая художника и фабула естественности и первозданной чистоты, заложенных в него изначальностью.

Созвучие живописных полотен В.П. Полотнова с симфонией звуков обусловлено созданием картин в синтезе взаимодействия впечатлений природных и музыкальных. Особая наполненность воздухом картин художника, сдержанный и утончённый «жемчужный» серый создают атмосферу умиротворённости и созерцания при блестящей подаче материала. Художник стремится передать влажность воздуха, атмосферу порой ненастного дня серовато-голубоватыми оттенками пасмурного неба, приглушённого цветовой гаммой. Световоздушность среды играет важнейшую роль в передаче чувственной выразительности пейзажа.

Интерпретация мира в его подлинности, истинности художественной правды в картинах Алексея Николаевича Суховецкого отражает многообразное, глубинное понимание репрезентативных функций искусства. А.Н. Суховецкий, находясь в социокультурном пространстве, в своей мета-вселенной чувственного и когнитивного опыта, рождает всеобъемлющее видение. Для художника понимание красоты — это истина, за которую он борется в каждом своём произведении, раскрывая для зрителя высокую степень восприятия. Для такого большого мастера живописи и композиции, как Алексей Николаевич Суховецкий, характерны многозвучие и неоднозначность в каждой грани. Из всесторонности своего сознания и естества он поднимает самое высокое понимание красоты. Художнику интересно показать в картине некую погружённость в себя. Являясь мастером композиционных решений, Алексей Николаевич беспрестанно работает над выразительностью составных частей — пластикой, цветовым строем, тональной градацией, контрастом. Картина для него — это параллельная реальность, зачастую не имеющая прямого отношения к тому, что можно увидеть в жизни обычным взором. Через ёмкость художественной формы — важной составляющей искусства он видит пласты действительности как таковой. Серьёзность и трагедийность бытия в работах Суховецкого отражает многослойность человеческой мысли, зачастую с надрывом, возникшую как размышление, идущую из далёкого прошлого.

Сергей Александрович Гавриляченко – живописец современности, находящийся в постоянном, вдумчивом и ироничном диалоге с самим собой, со своим временем, с людьми, живущими в беспрестанно меняющейся быстротечности. Приверженец документальной точности и художественной правды, Гавриляченко доносит зрителю своё видение мира через слово в искусствознании, определяя широкий круг тем в мировой живописи. Картины Гавриляченко раскрывают перед нами потаённость мастера, иронично смотрящего на себя и других. При кажущейся шуточной подаче материала Гавриляченко привносит глубокое понимание жизни с неким посылом добродушности и ироничности к людям и самому себе. Эротика для художника — извечная тема отношения к откровенно красивой женской наготе. Его творчество о постижении внешних воздействий человеческого плана, взаимодействий внешней субъективности. Зачастую главным героем своих картин становится сам живописец. И это интереснейший эксперимент разглядывания себя и своей жизни, окружения будто бы от лица стороннего наблюдателя. Живописец демонстрирует зрителю высочайший художественный уровень. Его творчество носит зачастую камерный, интимный характер. Это проявляется в бытописательстве, обнажённой натуре, автопортретах-историях, в каждом из которых Гавриляченко-художник запечатлён непосредственно либо в момент работы над картиной, либо читающим книгу, лежащим в лифте перед операцией, в больничной палате, стоящим на балконе и смотрящим в комнату с обнажёнными тремя грациями, либо наедине с собою. Он как будто бы подглядывает сквозь полуоткрытую дверь, видя себя за работой, спящим. Всё это истории о самом художнике. Мастер изысканного утончённого колорита погружает зрителя в пространство картины и погружается в него сам. В творчестве явственно звучит тема двух берегов — извечная тема выбора и противостояний.

Юрий Афанасьевич Грищенко — возвышенный лирик, пейзажист, приверженец творчества художников «Мира искусства», В. Э. Борисова-Мусатова, тонкий изобразитель усадьбы Кусково с её аллеями и гуляющими по ним людьми, становящимися в фантазии художника неким связующим звеном между эпохами и веками. Учителя привили художнику любовь к простоте в окружающем пространстве, к постижению истины в сюжетах, которые создаёт сама жизнь. Простые и искренние природные мотивы, созданные мастером, вовлекают зрителя в интимный диалог с природой. Обобщённость форм и лиричность мотивов здесь особенны и узнаваемы. Эмоциональная многозначность в пейзаже — истории, образе, впечатлении, в прочтении художника является возвышенно-романтической гранью его дарования. Грищенко — певец утончённой природной уединённости и созерцательности. Цельность пейзажа возникает благодаря естественному стремлению художника к выразительности колорита. В натюрмортах художнику присуща простота форм наряду с орнаментальным изысканным фоном.  Во главу угла живописец ставит смысл, идею, композицию и окружающую действительность, которая сама создаёт сюжеты его картин: в пейзаже, натюрморте, портрете, историческом жанре. Стоит только их увидеть и почувствовать здесь, на земле, а может быть, и в том самом купе, в котором едут четыре художника: Полотнов, Суховецкий, Гавриляченко, Грищенко – художника, подчас иронично смотрящих на себя со стороны, но воспевающих в своём творчестве гармонично сочетающиеся между собой просветлённость и трагедию, невинность и эротику, монументальность мысли и лёгкость в подаче материала, хмурость пасмурного дня и воздушную светоносную прозрачность.

 О.Г.Чичварина, искусствовед 

Дата и место проведения выставки:

15.12.2023. – 07.01.2024.

Центральный выставочный зал Союза художников России

Москва, Крымский Вал, 10, 4 этаж

Вход: Западное крыло Новой Третьяковки