https://www.high-endrolex.com/12
 — Подведены итоги V Всероссийской триеннале современного изобразительного искусства «Лабиринт»
06.06.2025, 14:20 238 Новости регионов
Подведены итоги V Всероссийской триеннале современного изобразительного искусства «Лабиринт»
В Магнитогорской картинной галерее состоялось торжественное открытие V Всероссийской триеннале изобразительного искусства «Лабиринт». В экспозиции выставки ‒ конкурса представлено 549 работ 271-го автора из разных регионов нашей страны.
Автор:
Союз Художников России

В Магнитогорской картинной галерее состоялось торжественное открытие V Всероссийской триеннале изобразительного искусства «Лабиринт».

История проекта:

Впервые «Лабиринт» состоялся в 2010 году в формате городского мероприятия и повторился в 2012 г. В дальнейшем он перерос рамки городской среды и в 2014, 2016 и 2019 годах стал Межрегиональным, а в 2022 году проект приобрел статус Всероссийского.

Сегодня проект продолжает работу благодаря сотрудничеству Магнитогорского отделения ВТОО «Союз художников России» и МБУК «Магнитогорская картинная галерея». Также проект получил поддержку секретариата ВТОО «Союз художников России», Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Российский фонд культуры» Челябинской области, Отделения Российской академии художеств «Урал, Сибирь, Дальний Восток», ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова».

В итоговой выставке «Лабиринт» в этом году зрителям представлено 549 работ 271-го автора из разных регионов нашей страны – от Иркутска и Улан-Удэ до Симферополя и Махачкалы.

В пяти залах Магнитогорской картинной галереи размещены произведения разных видов изобразительного искусства – графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, плакат, арт-объекты.

Триеннале традиционно прошло на конкурсной основе. Возглавил жюри академик, вице-президент Российской академии художеств, председатель отделения РАХ «Урал, Сибирь, Дальний Восток», главный редактор журнала «Искусство Евразии», искусствовед, доктор философских наук, профессор Михаил Шишин (Барнаул).

В состав жюри вошли деятели российской культуры и искусства, художники – руководители региональных Союзов, искусствоведы.

Мнение о проекте председателя жюри триеннале, вице – президента РАХ, председателя отделения «Урал, Сибирь, Дальний Восток» Российской академии художеств, доктора философских наук, профессора Шишина Михаила Юрьевича:

«Этот проект успешен по многим параметрам. Во-первых, в географическом смысле — выставка охватывает географию от Забайкалья до Москвы и дальше. У художников есть ощущение верности пути «Лабиринта». Во-вторых, проект успешен по своему содержанию. Работы не «проходные». Здесь нет равнодушной «холодной кисти» ‒ напротив, звучит прямая речь художника через произведение. Проект очень перспективный. Он даёт молодым художникам реальную возможность представить свои работы широкой аудитории, получить профессиональную оценку и поддержку.

Благодаря таким инициативам, город металлургов с мощной индустриальной историей становится не только промышленным, но и культурным центром».

Мерзликина Юлия Николаевна, член жюри, академик РАХ, заведующий кафедрой дизайна и декоративно-прикладного искусства МГИК отметила особенности проекта: «В проект заявляются абсолютно разные авторы: и те, кто работает в крупных центрах, и те, кто творит в небольших поселках. Их объединяет стремление к поиску новых художественных форм. Сами экспозиционеры сознательно смешивают стили и подходы при организации пространства. И в этом ‒ особая ценность. Возникает живая, многослойная картина современного искусства, где художники находятся на грани между разными видами и жанрами. Многие из них экспериментируют с материалами: пластик и дерево, металл и стекло — всё становится материалом изобразительного языка. У каждого из них — своё лицо, своё художественное высказывание, отличающееся от московской или петербургской школы. И это очень важно: каждый участник становится проводником нового опыта в своём регионе, что особенно ценно для культурной карты России».

Сысоева Наталья Сергеевна – директор Иркутского художественного музея им. В. П. Сукачёва, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор ИРНИТУ, член жюри делится своими наблюдениями о формате триеннале:

«Проект набирает популярность с каждым новым этапом. В этот раз художники прислали значительное количество работ, и уровень оказался очень высоким.

Фактически, у нас складывается настоящий смотр искусств — редкий формат, который объединяет авторов всей страны. Подобных объединяющих проектов немного в России, и именно поэтому он вызывает интерес у художников. Вновь подтверждая статус всероссийского, конкурс привлекает всё больше профессионалов. Мы понимаем, что в каждом городе формируется своя художественная школа. И тот художественный язык, который рождается в конкретном регионе ‒ особенно заслуживает внимания. Где-то сохраняется и развивается мощная графическая традиция, а где-то продолжает развитие колористическая школа. Но здесь мы видим авторов, которые не просто сохраняют традиции, а осмысливают их, находя новые формы и образы».

Зуев Владимир Валентинович – г. Нижний Тагил, профессор, член-корреспондент РАХ, заслуженный художник РФ, член жюри триеннале рассказал о победителях конкурса и перспективах развития подобных проектов:

«Если мы говорим о победителях конкурса, то отмечу, что диплом первой степени в номинации графика получил Сергей Сагитович Айнутдинов.

Он работает в технике шелкографии. Несмотря на то, что он известен как талантливый мультипликатор, здесь он выступает именно как станковый художник. Его опыт в анимации придаёт работам особую пластичность, но главное ‒ в них чувствуется собственный «нерв»: внутренняя энергия и эмоция.

И в целом, в этот раз на выставке в Магнитогорске заметна именно графика. Состояние графики в стране во многом определяется наличием подобных выставочных проектов. Было бы важно возродить традицию Всероссийских графических выставок, которые раньше собирали художников всей России. Сейчас многое замыкается на региональных инициативах. Один из ярких примеров — «Кубачинская башня» в Дагестане, где проводится биеннале, объединяющая художников-графиков».

На организационные стороны проекта и его значение для города обратил внимание Медер Эдуард Альбертович – руководитель проекта, Председатель Магнитогорского отделения ВТОО «Союз художников России», председатель Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Российский фонд культуры» Челябинской области:

«Разумеется, этот проект имеет большое значение для нашего отделения СХР ‒ это один из способов заявить о себе, продемонстрировать уровень, идеи. Но проект также важен и для нашего города, традиционно ассоциирующегося с чёрной металлургией. Но сегодня Магнитогорск всё чаще воспринимается и как центр культурной жизни южного Урала. Организовать проект такого масштаба ‒ задача непростая, она требует полной отдачи, вовлечённости и командной работы. И тем более значимо, что параллельно мы развернули выставки и на московских площадках, в том числе в Совете Федерации, что подтверждает серьёзность наших идей. Откуда берутся силы? Из общения с коллегами, единомышленниками, друзьями, с теми, кто мыслит масштабно, кто работает над проектами не ради сиюминутного эффекта, а ради будущего. За последнее время проект вырос концептуально, и мы уверены, что впереди ещё много значимых шагов».

В день открытия Триеннале лауреатам были вручены Гран-при, дипломы I, II и III степеней, золотые и серебряные медали «Духовность. Традиции. Мастерство», дипломы, благодарности ВТОО «Союз художников России», благодарности и дипломы Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске.

Гран при- конкурса получил Самвел Александр Георгиевич за работу «Копье судьбы». 2022. Бронза.

Выставка произведений участников Триеннале продлится с 30 по 10 августа. По итогам проекта будет выпущен каталог произведений.

31-го мая в рамках мероприятий V Всероссийской триеннале изобразительного искусства «ЛАБИРИНТ» в конференц-зале Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова успешно работала всероссийская конференция «Связь поколений и культурно-цивилизационная преемственность как фундамент строительства будущего России. Образ будущего в современном искусстве».

В работе конференции приняли участие члены жюри конкурса, академики и члены-корреспонденты Российской академии художеств, преподаватели вузов, заслуженные художники РФ.

К печати готовится сборник трудов конференции.

https://vk.com/wall-177499939_509 https://vk.com/mkgalleru